Курс валют на 16.11.2018

Россия отправит в космос первый в мире напечатанный наноспутник

Первый в мире напечатанный на 3D-принтере наноспутник отправит Россия в космос уже в 2017 году. О запуске аппарата рассказал глава Института физики высоких технологий при Томском политехническом университете Алексей Яковлев.

По словам ученого, подобных аппаратов в мире точно нет, а тем более запущенных в космос. Аналогичные работы ведутся в США, но там кубсаты планируется печатать прямо на борту космической станции, и после запускать их в полет. Россия в этом деле не отстает. Первый запуск микроспутника системы CubeSat-3U в открытый космос был намечен на май 2016 года, однако позже вывод наноспутника был перенесен на июль 2017 года.

Первым микроспутником в этом непростом эксперименте стал аппарат «Томск-ТПУ-120», созданный на базе Томского университета и отправленный на МКС при помощи грузового корабля «Прогресс-МС-02» в марте 2016 года. «Томск-ТПУ-120» был разработан на базе новейших программ моделирования свойств материалов, которые помогут понять, какими должны быть стенки микроспутника, чтобы он мог штатно функционировать на орбите, имея минимальную массу. Такая оптимизация поможет сократить расходы на сборку и выведение спутника в космос.

Запуск ТПУ в открытый космос будет осуществлен российскими космонавтами с наружной поверхности МКС, после чего он проведет на орбите 4-6 месяцев. Затем он войдет в плотные слои атмосферы, где полностью сгорит. В дальнейшем разработка наноспутников будет продолжена.

По словам Яковлева, этот эксперимент является первым этапом в большой долгосрочной работе. После успешного окончания эксперимента такие спутники будут востребованы для решения различных задач. Они будут наблюдать за климатом, искать природные ресурсы, мониторить лесные пожары и проводить другие операции.