Курс валют на 17.11.2018

Ученые создали первый в мире транзистор, работающий на энергии тепла

Ученые из университета Линчёпинга в Швеции создали первый в мире транзистор, функционирующий на энергии тепла. С результатами их труда можно ознакомиться на страницах издания Nature Communications.

Физик Ксавье Криспин рассказал, что работа логического устройства принципиально отличается от работы существующих транзисторов, функционирующих с помощью электричества. В данном случае используется конденсатор, преобразующий тепло в электрический ток.

В прошлом году команда Криспиана открыла органический полимер с термоэлектрическими свойствами. Его цепочки, заряженные отрицательно, слабо поддаются воздействию температур, а смесь с ионами, заряженными положительно, наоборот, подвержена нагреву или заморозке. За счет этих процессов образуется термоконденсатор. Если конденсатор опустить в емкость с горячей водой, то он зарядится, потому что полимерные нити остаются неподвижными, а ионы перемещаются в «горячую» часть устройства.

Основываясь на своем открытии, ученые создали гибридный электрон-тепловой транзистор, в котором роль затвора играет полимерный электрод. Такие транзисторы можно использовать в современных гаджетах и медицинских приборах. Ученые считают, что их транзисторы смогут работать от солнечного света даже в экстремальных условиях.