Курс валют на 21.09.2018

Ученые: Муравьи-правши лучше понимают друг друга

Ученые из Института эволюции Конрада Лоренца в Австрии и российского научно-исследовательского Института систематизации и экологии животных провели уникальное исследование и пришли к выводу, что основная масса муравьев - правши. По мнению специалистов, это качество помогает перепончатокрылым насекомым эффективнее общаться между собой.

Ученым удалось записать десятки видео, на которых рыжие лесные муравьи общаются при обмене пищей. Когда оголодавшему муравью необходимо убедить своего сытого собрата с едой поделиться пищей, он активно стимулирует его своими усиками, дотрагиваясь до головы дающего. Как оказалось, в большинстве случаев муравей это делает именно правым усиком. По мнению ученых, этот способ общения может свидетельствовать о том, что мозг у муравьев развивается несимметрично. Такое свойство, ученые называют его латерализацией функций головного мозга, присуще также другим животным и людям. Понаблюдать за этим явлением можно, например, попытавшись отобрать миску с едой у кошки или собаки - какой именно лапкой животное будет ее удерживать. По словам ученых, явление латерализации было обнаружено у муравьев впервые, тем более в процессе общения с себе подобными.

Провели специалисты и еще один интересный эксперимент. Они поместили две тысячи муравьев в искусственный прозрачный муравейник только с одним выходом, ведущим на лабиринт - дерево из пластиковых тропинок. Кормили насекомых только один раз в два или три дня, еду, а это был сладкий сироп, помещали только в конце одной из тропинок. Чтобы исключить возможность срезать путь, лабиринт поместили в емкость с водой, а возможность пользоваться пахучим следом изъяли, постоянно меняя дерево на новое. Получается, муравьи-разведчики должны были сообщать своим собратьям информацию о последовательности поворотов - направо или налево - по дороге к еде.

Специалисты зафиксировали 141 общение между муравьями, которые возвращались из лабиринта и теми, кто находился в ожидании у входа в стеклянный муравейник. Чтобы детально проанализировать общение межу насекомыми в этот момент, видеозаписей не хватило. Таких, которые можно было изучить, оказалось только десять, на восьми из них был зафиксирован обмен пищей, и только на двух видеозаписях происходили информационные контакты.

Все эксперименты проводились в австрийском и российском институтах параллельно. Результаты оказались очень похожими межу собой. Во время пищевого контакта муравьев, то насекомое, которое получало еду, использовало именно правый усик, а животное, дававшее еду, своими усиками почти не жестикулировало или использовало обе. В моменты информационных контактов ученые не выявили у муравьев особых предпочтений к левой или правой антеннам, однако и самих контактов для исследования было зафиксировано слишком мало. По мнению ученых, обнаруженная ими социальная латерализация имеет большое значение для социального взаимодействия. Влияет ли такая асимметрия на качество общения, ученые выяснят в ближайшее время.