Курс валют на 20.10.2018

Ученые: На планетах вокруг красных карликов нет жизни

Ученые из NASA склоняются к мнению, что на планетах, вращающихся вокруг красных карликов, нет жизни. Аргументы в пользу этого появились в результате анализа данных, полученных с космического телескопа за девять лет.

© NASA/Walt Feimer, 2003

Красные карлики — относительно «холодные» звезды, которые живут в течение очень малого времени. В 2016 году исследователи открыли несколько планет, в той или иной мере похожих на нашу, которые находятся в звездной системе LHS-1140 в созвездии Кита и TRAPPIST-1 в созвездии Водолея. Эти планеты обладают небольшими размерами, вращаются вокруг красных карликов и находятся в так называемой зоне жизни — диапазоне расстояний от звезды, в котором на планете возможно существование воды в виде жидкости.

Ученые из Института космического телескопа в Балтиморе во главе со Скотом Флемингом задались вопросом, как происходят выбросы энергии у красных карликов и как это влияет на окружающие их планеты. С этой целью исследователи проанализировали данные за 2003-2019 годы с орбитального телескопа GALEX, который отслеживает изменения в яркости огромного множества звезд и галактик.

В ходе анализа на поверхности изучаемых красных карликов обнаружились следы нескольких сотен вспышек, различающихся по мощности и длительности: от слабых выбросов, аналогичных солнечным, до чрезвычайно сильных. Однако если Земле такие вспышки на Солнце не несут серьезной угрозы, с красными карликами все обстоит иначе. Зона жизни вокруг них располагается гораздо ближе, чем вокруг Солнца, поэтому даже слабые выбросы энергии и сопровождающие их всплески ультрафиолетового излучения оказывают разрушительное воздействие на озоновый слой и атмосферу, достигая поверхности планет, вращающихся вокруг красных карликов, что значительно сокращает шансы на успешное зарождение жизни.

Напомним, это не первое подобное заявление ученых — научная работа с аналогичными выводами появилась в феврале. В 2018 году будет запущен орбитальный телескоп «Джейм Уэбб», с помощью которого станет возможным получить фото и данные о составе атмосферы планет в системах LHS-1140 и TRAPPIST-1 и окончательно выяснить, возможна ли на них жизнь.