Курс валют на 19.12.2018
Наука / Авторские материалы

Ученые: Опасность электронных сигарет сравнима с табачными без фильтра

Электронные сигареты потенциально столь же вредны, как и табак, заявляют ученые Университета штата Коннектикут. Химики провели исследование и нашли новые доказательства того, что соответствующие устройства несут угрозу для здоровья человека. Используя недорогое устройство для 3D-печати, исследователи UConn обнаружили, что жидкость на никотиновой основе потенциально вредна и может сравниться с сигаретами без фильтра, если говорить о повреждении ДНК.

Исследователи также обнаружили, что электронные сигареты содержат большое количество разного рода химдобавок, из-за чего происходят клеточные мутации, вызванные повреждением ДНК. В худшем случае это может спровоцировать рак. Полученные результаты опубликованы в журнале ACS. Сколько именно повреждений нанесут электронные сигареты зависит от количества дыма, который вдыхает пользователь, присутствия конкретных добавок, использования в составе никотина и других факторов, сообщает Картик Кадимисетти, ведущий автор исследования.

«По итогам нашего исследования, мы можем сделать вывод, что электронные сигареты имеют большой потенциал повреждения ДНК, сравнимый с обычными нефильтрованными сигаретами»
, - отмечает Кадимисетти.

Для проверки использовалось устройство, оснащенное насосами, чтобы проводить жидкие пробы по множественным микроячейкам в небольшом кусочке углерода. Все ямки предварительно были заполнены реактивными метаболическими ферментами человека и образцами ДНК. По мере погружения образцов в ячейки, были сформированы новые метаболиты. Их реакция с ДНК была снята на камеру. На протяжении пяти минут, ученые смогли увидеть, насколько сильное повреждение вызывается в каждой отдельной микрокамере. Они подчеркивают, что эксперимент довольно дешевый и его легко могут повторить другие лаборатории для испытания безопасности электронных сигарет.

«Некоторые люди используют электронные сигареты, поскольку думают, что от них нет никакого вреда. Мы хотели посмотреть действительно ли это так и что может происходить с ДНК. Для этого были проведены испытания в лаборатории», - отмечается в материалах исследования.

Ученые нашли потенциальную сотню химических веществ в электронных сигаретах, которые способны вызвать повреждения ДНК. Вместо тестирования их всех авторы в рамках изыскания проверили 3 наиболее известных канцерогенных химвещества, которые содержатся в табачных сигаретах. После этого они загрузили их в устройство с конкретными ферментами и проверили реакции. Тест показал наличие высокой генотоксичности, что прямо указывает на потенциальную опасность электронных сигарет.