Курс валют на 13.12.2018
Наука / Авторские материалы

Тайна Тунгусского метеорита: Как все было

В этот самый день, ровно 109 лет назад, на Землю упал знаменитый Тунгусский метеорит, который наделал много шума в свое время. Это произошло 30 июня 1908 года: в междуречье Нижней Тунгуски и Лены на территории Восточной Сибири в семь утра по местному времени в небе с огромной скоростью пронесся гигантский светящийся шар. Так взяла свое начало таинственная история Тунгусского метеорита.

Полет этого яркого космического объекта сопровождался звуковыми и световыми эффектами, а закончился взрывом, на высоте 5-10 км над тайгой. Звуки, похожие на раскаты грома, было слышно в радиусе тысячи километров, а лес, находившийся на расстоянии 40 км, был полностью повален. Звери погибли, множество людей пострадали. Мощь световой вспышки достигла такой силы, что стала причиной лесного пожара, в результате чего был опустошен весь район. Огромный светящийся летящий шар-болид над притоком Енисея вдруг превратился в огненный столб, а яркие вспышки, подняли пламя на высоту более 20 километров. Вокруг огня поднялось большое облако черного дыма в виде гриба. Позже этот загадочный небесный объект стали называть Тунгусский метеорит, а его тайну не удалось раскрыть и по сей день.

Вследствие падения метеорита на территории масштабного пространства площадью порядка 2200 квадратных километров начали происходить необъяснимые явления. Речь идет о световых вспышках в темное время суток, которые были названы «светлые ночи 1908 года». Дело в том, что после взрыва на образовались густые облака, которые отражали солнечные лучи, будто воссоздавая «белые ночи». В день падения Тунгусского метеорита, 30 июня, ночь над территорией его полета так и не наступила – небосвод был настолько светлым, что можно было без искусственного освещения читать книгу. То же самое происходило несколько следующий ночей подряд.

До настоящего времени не представляется возможным выяснить, как в безлюдной тайге может быть повален целый лес, при чем в одно мгновенье. Плюс ко всему, столбы деревьев не просто сломались, а буквально расщепились от неведомой никому силы. В самом центре взрыва отовсюду торчали обугленные пни – деревья сгорели очень быстро. К сожалению, точно установить размер Тунгусского метеорита также не удалось. Лучшие умы всего мира до сих пор ломают голову над тем, каким должно быть небесное тело, чтобы звук от его взрыва слышался больше, чем на тысячу километров. По приблизительным оценкам, размер «космического пришельца» составлял порядка 30 метров, а вес – 5 млн. тонн.

В эпицентре почва под людьми качнулась. Во всех домах вылетели оконные стекла вместе с рамами, а температура воздуха поднялась настолько, что казалось, вот-вот загорится одежда прямо на теле. Воду в реках гнало с большой скоростью, повсюду пылали лесные пожары, животные обезумели и метались по лесу, а звуки от сотрясений были слышны даже в Ташкенте, Иркутске, Тифлисе и Йене (Германия).

По масштабам происходящих событий во всей истории человечества трудно найти более грандиозное и загадочное событие, нежели падение Тунгусского метеорита. Первые исследования и экспедиции начались только в 20-хх годах прошлого столетия. Это были четыре команды АН СССР, которые направились к таинственному месту под руководством минеролога Леонида Кулика для проведения исследований, чтобы выяснить природу катастрофы. В 1988 году свою работу начала научно-исследовательская экспедиция Сибирского общественного фонда "Тунгусский космический феномен" во главе с Юрием Лабвиным, членом-корреспондентом санкт-петербургской Петровской академии наук и искусств. Ребята обнаружили недалеко от Ванавары металлические стержни, и Лабвин сделал невероятное предположение – на Землю из космоса летела огромная планета. Если бы она ударилась о нее, то ничего живого не осталось. Об этом узнали представители одной из самых высокоразвитых цивилизаций Галактики, и чтобы спасти нашу планету от глобальной катастрофы, отправили свой дозорный корабль, задачей которого было расколоть гигантскую комету, чтобы предотвратить столкновение. В результате ядро космического тела рассыпалось на несколько осколков, основная часть которых прошла мимо Земли, но некоторые упали как раз на территорию Восточной Сибири. Вероятно, одна из частей надвигающейся на нашу планету кометы повредила также атакующий корабль, поэтому ему пришлось совершить посадку на Землю. Когда все было отремонтировано, инопланетяне вернулись домой, оставив у нас вышедшие из строя блоки, остатки которых и были найдены экспедицией по месту катастрофы. Впрочем, это одна из тех версий, в которые наиболее сложно поверить среднестатистическому гражданину. Позже, в 2006 году, Юрий Лавин сообщил, что красноярские исследователи на месте падения Тунгусского метеорита нашли кварцевые булыжники с загадочными надписями, похожими на послания.

Всего же существует более сотни гипотез по поводу того, что именно произошло в сибирской тайге: от взрыва болотного газа до того самого крушения инопланетного летательного аппарата. Однако, по факту, все они остаются лишь гипотезами, а тайна тунгусского метеорита так и остается не раскрытой.

На долгие годы неизвестный космический объект, упавший на землю, превратил богатую растительность в мертвое кладбище погибшего леса. После исследования катастрофы ученые выяснили, что энергия взрыва составила 10 – 40 мегатонн тротилового эквивалента, что сопоставимо с энергией двух тысяч единовременно взорванных ядерных бомб, подобных сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Особенно сильное впечатление до сиз пор составляет «катастрофный вывал» - горы мертвых деревьев, поваленных ударной волной, которые на фотографиях вблизи напоминают «древесных мутантов».