Курс валют на 15.12.2018

Ученые рассказали, как можно защититься от развития рака прямой кишки

Многочисленные научные исследования последних лет подтвердили предположение о том, что от рака прямой кишки можно защититься. По мнению ученых, злокачественную опухоль этого органа, возникшую на фоне употребления жирной еды, можно подавить блокированием работы белка STRA6, отвечающего за перенос витамина A и связанного с ростом и размножением стволовых клеток. Результаты исследования опубликованы в издании Cell Stem Reports.

По словам экспертов, они всегда знали, что жирная еда сильно влияет на развитие рака прямой и толстой кишки, однако реальную связь между этими явлениями удалось обнаружить только сейчас, после выделения конкретной молекулярной цепочки рака, отвечающей за формирование его клеток. Последние выводы позволяют приступить к разработке лекарств, которые будут блокировать появление раковых клеток.

Рак кишки ученые уже приравнивают к опаснейшим болезням сердца и сосудов. По статистике этот вид онкологии вызывает такой же уровень смертности, как и сердечные болезни. Более того, эксперты уже заявляют о том, что рак прямой и толстой кишки диагностируется примерно у 1,5 миллиона мужчин и женщин, для 10-20% этих людей из-за осложнений и появления метастаз заболевание заканчивается летальным исходом. Последние исследования доказывают, что чаще от рака прямой кишки страдают тучные люди, которые употребляют много жирной и высококалорийной пищи. Более того, опухоль у таких людей возникает и в других органах пищеварительной системы. Как поясняют ученые, количество стволовых клеток кишечника после употребления жирной еды резко возрастает, и эти клетки фактически начинают «бунтовать» и мутировать.

Ученые провели научный эксперимент на грызунах. Животных кормили нормальной и жирной едой, следя за тем, как быстро в теле грызунов появляются опухоли, параллельно велись наблюдения за изменениями в активности генов и в обычных и раковых клетках кишечника. Оказалось, что белок STRA6, традиционно выступающий как транспортировщик молекул витамина А, играет главную роль в развитии рака и выживании мутирующих клеток на первых стадиях существования опухоли.

Молекулы STRA6 начинают присоединяться к рецепторам, появляющимся на поверхности зараженных раком клеток, и буквально заставляют их запустить JAK2-STAT3 и еще несколько генов этой системы, которые внутри стволовых клеток заставляют их размножаться. Это приводит к тому, что STRA6 «включает» клетку с уже мутирующей ДНК и тем самым запускает рождение опухоли. В свою очередь при отключении STRA6 происходит гибель раковой опухоли, поскольку ее клетки прекращают размножаться и противостоять воздействию иммунной системы.

По мнению ученых, этот метод блокирования белка можно использовать в будущем для создания лекарств, которые смогут эффективно бороться с раком толстой и прямой кишки. Ранее ученые заявили, что химиотерапия может ускорить развитие онкологии.