Курс валют на 14.12.2018
Наука / Авторские материалы

Антарктида на пути к разрушению: Чем грозит откол айсберга "А-68"?

Сегодня научный мир потрясли новости из Антарктиды. Оказывается, там откололся один из наибольших зарегистрированных айсбергов. Ожидается, что он получит название А-68.

Предыстория события

Разрушение айсберга британские ученые прогнозировали еще в прошлом году. Его площадь составляла 55 квадратных метров.

Еще в 1893 году ученые занимались исследованием Антарктиды на судне под названием «Ясон». Позже будет открыта огромная ледяная стена, которую назовут ледником им. Ларсена.

Изначально шельфовый ледник имел три части – Ларсен А, Ларсен Б, Ларсен С. Последний их них соответственно был самым крупным. Разрушение Ларсена А, чья площадь составляла 1,5 квадратных километров, произошло еще в 1955 году. Часть откололась от основного ледника и растаяла за несколько месяцев. Еще тогда эксперты решили, что такая судьба ждет и его собратьев.

В 2002 году произошло разрушение Ларсе Б. Несмотря на то, что его состояние было стабильным на протяжении 12 тысяч лет, он распался на мелкие айсберги за 35 дней. Как считали ученые, разрушение произошло из-за увеличения температуры атмосферного воздуха. Кроме этого, повысилась температура воды в мировом океане.

Что же касается ледника Ларсена С, то он оказался под угрозой еще в прошлом году. Его площадь превышает габариты Ларсена Б почти в десять раз. Для примера, показатель равен площади Исландии. До сегодняшнего дня Ларсен С являлся четвертым по величине ледником в мире.

Разрушение айсберга

В начале 2016 года ледниковая трещина Ларсена С возросла на 22 километров и стала составлять 130 километров. В ширину она достигла 350 метров.
Сегодня льдина, толщина которой составляет 200 метров и размер 6 тысяч квадратных километров отправилась в свободное плавание. Что касается веса отколовшегося льда, то он превышает 1 триллион тон. По масштабам отколовшийся Ларсен С составляет 2,5 Москвы.

За несколько дней до раскола «А-68» ученые, работающие на базе университета в Эдинбурге, подсчитали, что обломок будет обладать толщиной 190 метров. Воды в нем, в свою очередь, хватило бы для наполнения 460 миллионов плавательных бассейнов. Также можно было бы восполнить недостаток воды в пресноводном озере Мичиган.

Как предполагают исследователи, разлом произошел на фоне изменения климата. Однако данная гипотеза пока не доказана. Согласно статистике, за минувшие 50 лет температура воздуха в южно-западной части Антарктики и на полуострове в целом возросла на 2,5 градуса по Цельсию.

Последствия разрушения

На данный момент многие ученые уже прокомментировали дальнейшую ситуацию. По их словам, на протяжении многих лет айсберг будет оставаться в том же районе, где находится и сейчас. В таком случае масса «А-68» не будет существенно снижаться.

Существует и другой сценарий. Согласно ему, айсберг станет смещаться в более теплые воды. Тогда Ларсен С будет таять гораздо быстрее.
Ученые спрогнозировали развитие событий, если ветра направят Ларсен С в северную часть Антарктики. В таком случае появится реальная угроза судоходству. Несмотря на неоптимистические сценарии, специалисты выражают надежду, что ледник далеко не отплывет. Теперь за ним будут осуществляться еще более тщательные наблюдения.

Ученые из Великобритании уже успели предупредить, что в связи с разрушением Ларсена С, уровень Мирового океана может увеличиться на 10 сантиметров. Это, в свою очередь, станет реальной угрозой для государств, расположенных на береговой линии. Также опасность грозит и островным странам.

Ситуацию уже успел оценить и российский ученый Николай Осокин. По словам исследователя, откол ледника никак не связан напрямую с продолжающимся глобальным потеплением. Такая ситуация, по мнению эксперта, является вполне нормальной для Антарктики.

«От Антарктиды постоянно откалываются различные айсберги. Сегодняшний инцидент нельзя назвать событием мирового масштаба. К слову, первое откалывание на Ларсене С было замечено еще в 1947 году. Тогда не имело место глобальное потепление. До этого также происходили похожие ситуации», - считает ученый.

«Все, чему может помещать отколовшаяся часть айсберга, так это движение судов, причем не только грузовых, но и туристических», - заявил Осокин. Также он уточнил, что маршруты подлежат корректировке, так что ситуация не является критической.

Талые пруды

Примечательно, что в июне прошлого года ученые обнаружили талые пруды на поверхности Ларсена С. Исследователи провели анализ тысяч спутниковых снимков и данных метеорологов. Выяснилось, что с 2008 по 2013 год в восточной части Антарктиды появились более 8 тысяч новых озер. Как считают специалисты, вода таких водоемов могла просочиться под поверхность льда. Это, в свою очередь, и могло послужить нарушением стабильности функционирования всего ледника.