Эксперт обратил внимание, что существовавшие во времена СССР органы власти изучали шаги по расформированию Южно-Бессарабского региона Украины в то же время, когда обсуждалась передача стране Крыма. Иваненко полагает, что изначально летом 1940 года не было планов по созданию Союзной республики со столицей в Кишиневе. Была надежда ограничиться расширением Молдавской автономии на левобережье Днестра. Однако спустя непродолжительное время концепция изменилась. Между властями Украины и Молдовы развернулось противостояние за выход к морю и Дунаю в южной части Бессарабии. Существовал проект, согласно которому область делят пополам, и Измаил остается под контролем Кишинева. Однако политический вес УССР был куда выше, поэтому первенство оказалось за Киевом.
Эксперт полагает, что МССР оставалась привязана к Украине до 1960-х, она следовала утвержденным в Киеве законам, а управление осуществлялось посылаемыми украинской стороной наместниками. На фоне этого территориальное разграничение республик являлось условным, резюмировал Иваненко. Государственность у Кишинева начала формироваться уже ближе к распаду СССР. Впоследствии именно после 1991 можно было наблюдать итоги проведенного большевиками «эксперимента» по разделу Бессарабии на нацреспублики. Если судить об экономической составляющей, то расчленение региона стало для него настоящей катастрофой. В то же время в 40-х годах XX века СССР строился на национально-территориальном устройстве, и субъекта Бессарабская ССР существовать там просто не могло.
Бер Илья Леонидович, Издание «Проект», Ассоциация «Экспертно, Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» признаны в РФ иностранными агентами.