То, как питается мать на момент зачатия, влияет на ДНК будущего ребёнка

Учёные заявили, что то, чем питается женщина в момент зачатия, может оказать существенное влияние на изменения в ДНК её будущих детей и может сильно сказаться на их последующем развитии.

Учеными было проведено новое исследование, во время которого специалисты провели анализ рациона питания женщин, являющихся жительницами сельских районов, находящихся на территории Западной Африки. Жители данного региона являются подверженными большим изменениям рациона питания каждый год, потому что в этой области сезон засухи идет на смену сезону дождей.

По словам автора данного исследования Роберта Уотерленда, который является эпигенетиком хьюстонского Медицинского колледжа Бэйлора, сезон дождей считается голодным сезоном, а во время сухого сезона люди собирают урожай. В течение дождливого сезона жители сел постоянно трудятся в хозяйстве по той причине, что очень быстро заканчиваются запасы урожая, собранные ранее.

Каждая гамбийская женщина круглый год имеет в своем рационе питания рис, арахис, маниок, просо. Однако во время сезона дождей часто они вынуждены питаться листовыми зелёными овощами, такими, как шпинат, который имеет в своем составе большое количество фолиевой кислоты, являющейся питательным веществом, необходимым для нормального течения беременности.

Учёными была тщательно изучена концентрация питательных веществ, содержащаяся в крови восьмидесяти четырех женщин, которые забеременели на пике дождливого сезона, и восьмидесяти трех женщин, которые зачали ребенка в самый разгар засушливого сезона. После этого исследователи провели анализ ДНК шести специфических генов у детей в возрасте от двух до восьми месяцев.

Выяснилось, что все шесть генов младенцев, которые были зачаты во время дождливого сезона, имели более высокие темпы метилирования ДНК. Это эпигенетическое изменение в ДНК, которое заключается в добавлении метильных групп к цепи ДНК. Подобный процесс может существенно подавить экспрессивность гена.

Как правило, метилирование находится в зависимости от наличия таких питательных веществ, как холин, фолиевая кислота, витамины B2 и B6 и метионин. В процессе исследования специалистами было выявлено, что метилирование в генах детей имеет прямую связь с уровнями питательных веществ, имеющихся в составе крови матери.

По словам Бранвена Хеннига, который является соавтором работы, результаты ученых впервые показали, что питание матери на момент зачатия имеет пожизненное влияние на экспрессию генов её детей.

Во время экспериментов, которые были проведены ранее на животных, учеными было сделано предположение о том, что влияние, оказываемое окружающей средой до зачатия, может привести к эпигенетическим изменениям потомства. К примеру, в 2003 году стало известно, что для того, чтобы у самки мышки появились детеныши с измененным цветом, необходима особая диета, которая будет влиять на изменения метилирования ДНК. Такие эпигенетические маркеры являются довольно стабильными и остаются в организме на всю жизнь.

Но раньше было недостаточное количество убедительных доказательств того, что факторы окружающей среды имеют способность вызывать изменения в ДНК у человека, которые будут иметь характер необратимости.

По словам Уотерленда, важно отметить, что питание является не единственным, что меняется с приходом дождливых сезонов. Женщины больше стали больше заниматься трудом в сельском хозяйстве, в связи с увеличением физических нагрузок у них наблюдалась потеря веса. В течение засушливого сезона вес снова восстанавливался, а подобные изменения способствуют процессу циркуляции питательных веществ в организме.

Почти похожие эпигенетические эффекты ученые обнаружили в волосяных фолликулах и крови младенцев. Это может свидетельствовать о том, что клетки практически всех органов детей подвергаются различным изменениям, являющихся связанными с тем сезоном, в течение которого их зачали. Но долгосрочный характер последствий эпигенетических эффектов у детей на сегодняшнее время остаются неизвестными, однако, вполне возможно, что некоторые заболевания, которые проявятся в дальнейшей жизни, будут обладать эпигенетическими характеристиками.

В настоящее время исследователи пытаются понять, благодаря каким сочетаниям питательных веществ ребенок родится здоровым и будет хорошо развиваться.

Автор: Светлана