Подводный нейтринный телескоп запустят на Байкале

Российские учёные работают над запуском нейтринного телескопа на Байкале. С помощью этой установки миру откроются многие тайны неизведанных галактик.

Байкальский нейтринный телескоп – это нейтринная обсерватория, которая расположена на дне озера Байкал. На суше такой аппарат абсолютно бесполезен, но когда он находится в воде, он может «рассказать» о Космосе очень многое.

Оптический модуль нейтринного прибора состоит из 200 стеклосфер размером в сантиметр, которые способны выдержать довольно высокий уровень давления. Эти запрятанные в стекло приборы могут занимать 1,5 кубических километра пространства подо льдом, внутри них – детекторы, способные зафиксировать таинственные космические невидимые человеческому глазу частицы – так называемые нейтрино. Нейтрино могут помочь учёным понять, как и почему происходят взрывы звёзд, попадание их в чёрную дыру.

Байкальский нейтринный телескоп прояснит, как протекают высокоэнергетические процессы внутри Солнца, в гравитационном сжатии массивных звёзд, а также помогут обнаружить тёмную энергию. С помощью данной установки учёные планируют открыть не только новые свойства элементарных частиц, но даже найти космические объекты, которые расположены на огромнейших расстояниях от Земли.

Зарегистрировать нейтрино невозможно, но специалисты придумали, как «заманить» их в ловушку. Зафиксировать можно лишь взаимодействие какого-либо вещества с призрачной частицей. В частности, можно зарегистрировать вспышку света в результате реакции нейтрино и вещества, но для этого необходимо большое количество чистой прозрачной воды, достаточная глубина, лёд, который отсеивал бы всяческие помехи, и определённое место на земле для временного размещения научной станции. Байкал идеально соответствует всем перечисленным требованиям. Собираемые данные локализуются в центральной системе сбора данных через Интернет, где они обрабатываются и отправляются на берег.

Помимо нейтринного телескопа на озере Байкал, в мире существуют всего два подобных аппарата – в Средиземном море и на Южном полюсе. Все три базы являются межнациональными, специалисты работают на них для всеобщего блага.

На данный момент разработано 2 кластера для сбора данных, а нужно 12, лишь тогда установка сможет работать на полную мощность. Прогнозы учёных оптимистичны – они планируют построить необходимые кластеры за несколько лет, чтобы сделать на озере Байкал множество великих научных открытий.

Автор: Воробьева Алина