Открытия

Карта белков-мутантов поможет найти уязвимости раковых клеток

Российским ученым удалось разработать новый метод поиска белков-мутантов. Созданная ими карта поможет найти уязвимости раковых клеток. Статья с результатами работы отечественных специалистам была опубликована в издании Proteomics.

Поиск белков с измененной структурой происходит с использованием масс-спектрометра. В будущем новый подход позволит искать мутации, которые возникают при онкологических заболеваниях, на основе протеомных данных. Открытие ученых ускорит процесс разработки препаратов, которые буду уничтожать белки-мутанты в раковых клетках, сообщил сотрудник Московского Физтеха и Института энергетических проблем химической физики РАН Михаил Гошков.

Данные, полученные учеными во время исследования, основываются на протеогеномных технологиях. Она сочетают знания протеомику, которая изучает все белки в клетке, и геномный анализ, который используют при считывании белковых последовательностей из ДНК клеток.

Функционирование нового способа поиска белков-мутантов зависит от данных масс-спектрального анализа содержимого клетки. С его помощью компьютер может распознать малейшие мутации белка.

Первые исследования группа под руководством Михаила Горшкова проводила над белками-мутантами в клетках НЕК-293. Они часто становятся объектами экспериментов в молекулярной биологии и накопили множество мутаций, их также называют «бессмертными». На основе полученных результатов, ученым удалось составить базу данных по мутировавшим белкам в этих клетках. Их количество стало больше на 113 коротких молекул белков с ошибками в коде.

В процессе удалось выяснить, что 8 мутаций связаны с появлением онкологических заболеваний различных типов. Ученые предположили, что обнаруженные ими изменения помогают клеткам приспосабливаться, выживать и размножаться в неблагоприятных условиях.

Группа Михаила Горшкова надеется, что обнаруженный метод поиска уязвимостей в раковых клетках с использованием карты белков-мутантов ускорит разработку лекарства от онкологического заболевания.

Автор: Погорелова Анастасия